Финские генетики повышают качество яиц

Любопытные исследования, проводимые над яйцами финскими учеными, опубликовал infox.ru.

Специалист в области генной инженерии Мерви Хонкатукиа работая над докторской диссертиацией, исследовала геном домашней курицы. В процессе исследований ученая выявляла возможные деффекты яиц методом картирования хромосом. Этот научный метод заключается в последовательном вырезании под микроскопом интересующх участков хромосом с целью выявить, какие из них отвечают за тот или иной признак в организме. Исследователь обнаружила существование генов, регулирующих тощину слоя белка в яйце, качество скорлупы, в частности такие немаловажные с точки зрения хранения и транспортировки яиц -пористость и хрупкость скорлупы. Мерви Хонатукиа выявила, что присутствие крови или кусочков мяса в желтке, а также рыбный запах желтка тоже имеют генетическую предрасположенность кур.

Пока ученые только научились оценивать качество куриных яиц, но неисключают, что многие дефекты связаны не только с генотипом, а и с внешними факторами - условиями кормления, температурой содержания кур на птицефабриках. Так, если толщина слоя яичного белка слишком мала, то это несомненно является патологией. Но рыбный запах происходит из-за мутации гена в результате вскармливания курам семян рапса.

Что касается качества желтка и селекции яиц для инкубации, ученые убеждены, что яйца с вкраплениями крови в желтке не представляют опасности здоровью человека, но менне качественны для воспроизводства кур. Такие дефекты желтка в совокупности с патологией белкового слоя (слишком тонкого) имеют более высокую вероятность инфицирования потомства микробами. Генетик проанализировала частоту проявления таких патологий и выявила связь с участком половой хромосомы. Более того, исследователь обнаружила ген-кандидат, который может быть связан с проявлением этого признака в яйце - ZO-2 и его регуляторные факторы. Будут ли подобные лабораторные исследования поставлены на поток для селекции куриных яиц в промышленных масштабах - вопрос остается открытым.

На досуге:
Бефстроганов в красном вине